Следующая новость
Предыдущая новость

Колонка редактора: как перестать «докармливать» ребенка, и научиться у него здоровому отношению к еде

Родители, которые считают своим долгом сформировать у ребенка здоровые пищевые привычки, вы уверены, что ваши пищевые привычки действительно то что надо? 

Большинство из нас относятся к еде по заложенному с детства шаблону: растущий организм нужно кормить сытно, по режиму и не взирая на капризы. Этот шаблон ничего общего со здоровым питанием ребенка не имеет, но перебить его не так-то просто.

Ребенок, который еще не побывал под воспитательским катком, смотрит на еду не с точки зрения родительского «так надо», а с точки зрения собственного голода. Он ест, когда чувствует потребность. Учитывая это, еще неизвестно, чьи пищевые привычки окажутся более здоровыми: малыша, или его родителей.

Какие взгляды на питание стоит прививать ребенку, а какие перенять у него для себя — в колонке редактора UaUa.info Натальи Ковтун.

Колонка редактора: как перестать «докармливать» ребенка, и научиться у него здоровому отношению к еде

Вот, говорят, родители должны прививать правильные пищевые привычки ребенку. Если взвесить те привычки, которые я могла бы привить ребенку, и те, которые могла бы у него перенять, то вторые мне нравятся больше.

Колонка редактора: как перестать «докармливать» ребенка, и научиться у него здоровому отношению к еде
У детей, если взрослые еще не очень покопались в настройках, есть изумительный скилл: они едят, ровно пока он голодны. Когда с голодом покончено — отставляют тарелку: «Я наелся».
Колонка редактора: как перестать «докармливать» ребенка, и научиться у него здоровому отношению к еде

Не важно, сколько еды еще осталось в тарелке, насколько она вкусная-полезная, как долго собираются сидеть за столом все остальные. Ребенок отлавливает у себя сигнал «Я сыт», и дальше не продолжает.

Нынешним детям это проще. Их не докармливали, вприкуску со странными фразами, вроде «Посуда любит чистоту», «Не доешь — из-за стола не выйдешь». Им не читали в садике про Общество Чистых Тарелок, их не тыкали носом в это Общество каждый раз, когда не было желания доедать суп до донышка.

Первое, что я попросила, когда привела сына в садик — не заставлять его доедать. «Да мы и не заставляем» - сказали мне.

О том же просила каждый раз бабушку, оставляя внука на длительный срок. Бабушка соглашалась, скрепя сердце. Бабушкина фраза всегда была: «Здесь же немного осталось. Доешь, чтобы не выбрасывать».

Колонка редактора: как перестать «докармливать» ребенка, и научиться у него здоровому отношению к еде
Если я не доем этот суп, он испортится. Если доем — испорчусь я. Рано или поздно, но обязательно.
Колонка редактора: как перестать «докармливать» ребенка, и научиться у него здоровому отношению к еде

Я потеряю свой внутренний индикатор «Еды достаточно», и начну доедать все, что лежит на тарелке. Автоматически, чтобы не оставалось, и не выбрасывать.

Я буду брать еще пару печенек, чтобы было с чем допить чай. Буду накладывать еду и обедать со всеми, не смотря на то, что уже с головой напробовалась, пока готовила этот обед. Орешки-конфетки просто так, от скуки – тоже буду, а как же.

Однажды я сообразила, что то, что я делаю — не здраво. Что еда превратилась в способ заполнить время, или сбить нервозность. Хуже того: я заметила, что, когда мой ребенок говорит: «Я наелся», я отвечаю: «Ок, давай еще пять ложек, и свободен».

Почему пять ложек? Откуда этот рефлекс — «докормить», даже без конкретной цели? «Чтобы не испортилось/не выбрасывать» — не вариант, потому что еда на тарелке после этого все равно остается.

Колонка редактора: как перестать «докармливать» ребенка, и научиться у него здоровому отношению к еде
Что за древние инстинкты поднялись во мне, что так трудно оказалось просто разрешить ребенку не есть?
Колонка редактора: как перестать «докармливать» ребенка, и научиться у него здоровому отношению к еде

Я знаю все про «правильные пищевые привычки». Но, вместо того, чтобы передавать их ребенку, веду себя так, будто я умнее его организма. Будто это я, а не он, лучше знаю, сколько еды ему нужно.

Я вдруг поняла, что учу ребенка не доверять собственному телу, так же, как когда-то учили меня.

Отлично, сын. Давай меняться: ты — мне, я — тебе. Я учу тебя любить шпинат и брокколи. Ты учишь меня не есть, когда не голоден.

Я рассказываю тебе, как продукты становятся исходниками для твоих сильных мышц и косточек, а ты рассказываешь, какие нюансы вкуса ощущаешь в яблоках, или в специях, которые хочешь использовать для пирога.

Я разрешаю тебе очередной шоколадный батончик (ты все равно на прогулке полазаешь по рукоходу и «отработаешь» эти сладости). А ты убеждаешь меня пройти этот рукоход вместе с тобой.

Мы, взрослые, знаем много про правильное питание. Зато наши дети умеют слышать свой организм. Возможно, уже не так хорошо, но лучше большинства родителей. Пожалуй, стоит объединить наши суперсилы, и осознанно выработать новые пищевые привычки, общие и для них, и для нас.

Последние новости