В воскресенье, 1 октября, жители Каталонии, автономной области Испании, несмотря на сопротивление официального Мадрида, будут голосовать на референдуме по самоопределению статуса региона.
Де-юре это голосование будет иметь статус обычного социологического опроса. Политически же может быть использовано для провозглашения независимости. Такой шаг имеет значительные риски для Каталонии, Испании и ЕС, поскольку может стать опасным прецедентом переформатирования границ.
Вслед за жителями Иракского Курдистана, которые 25 сентября ответили, что хотели бы жить в независимом государстве, голосовать за статус своего региона будут жители Каталонии, одного из 17 автономных регионов (областей) Испании. Референдум запланирован на воскресенье, 1 октября.
Как и раньше – и так же, как в случае с Ираком – центральная власть выступает категорически против такого голосования. Однако вероятно, что оно, как и в Ираке, в конце концов произойдет.
Уровень напряжения
Референдум в Каталонии власти Испании считают антиконституционным. Так постановил Конституционный суд Испании, приостановив действие принятого региональным парламентом закона “О юридическом переходе” после голосования.
Следовательно, и каждый следующий шаг каталонского правительства относительно референдума нарушает закон. Референдум действительно противоречит основному документу государства: по Конституции Испания является унитарным государством. Чтобы какой-то регион вышел из ее состава, нужен опрос на всей территории страны.
Согласно исследованиям общественного мнения, хотят видеть Каталонию независимой меньше половины жителей области – 41%. 49% за то, чтобы регион остался в составе Испании. С другой стороны, четверо из пятерых каталонцев выступают за проведение референдума.
Однако – законного, то есть с согласия руководства Испании. Соответственно, 60% жителей области считают опрос, который может состояться 1 октября, нелегитимным и таким, который не может иметь юридических последствий.
Пока предпосылок для компромисса между центральной и региональной властью нет. И в отличие от предыдущих лет – ведь подобный плебисцит правительство Каталонии организует не впервые – Мадрид избрал стратегию жестких (по меркам Евросоюза) контрмер.
Конституционный суд Испании постановил, что чиновники, которые поддерживают референдум, будут ежедневно платить штрафы размером 6-12 тыс. евро, пока не прекратят сепаратистскую деятельность. В область ввели дополнительные полицейские силы (тысячи, но точное количество неизвестно), а региональную полицию Каталонии попытались перевести под командование Гражданской гвардии Испании.
Кроме того, задержали четырнадцать каталонских чиновников, провели обыски и изъяли 10 миллионов бюллетеней для голосования, а также заблокировали полторы сотни сайтов, которые сообщили о референдуме.
Генпрокурор Испании Хосе Мануэль Масса приказал начать расследование против семи сотен мэров региона, которые вышли на митинг против попыток Мадрида заблокировать референдум – массовые протесты с участием сотен тысяч людей произошли в сентябре после решения Конституционного суда.
Не исключает он и ареста председателя каталонского правительства Карлеса Пучдемона. Предыдущего главу Женералитата Каталонии Артура Маса и еще девять местных политиков недавно обязали уплатить в испанский бюджет более 5 млн евро – их признали виновными в растрате государственных средств на проведение в регионе “опроса о независимости” в 2014 году.
Советник внутренних дел Каталонии Жоакин Форн заявил журналистам, что Мадрид хочет обострить ситуацию накануне голосования: мол, дополнительные отряды полиции отправили для того, чтобы спровоцировать массовые столкновения, поскольку участки будут заблокированы.
Действия каталонской прокуратуры, которая предписывает местным правоохранителям препятствовать голосованию, блокируя участки и изымая урны, Форн назвал незаконными и “огромной ошибкой”. Мадрид публично выражает уверенность, что эффективный референдум в Каталонии не состоится. В Барселоне парируют, что сообщат жителям о местах голосования.
С другой стороны, Карлес Пучдемон утверждает, что Каталония готова к диалогу с Мадридом. Но после проведения референдума. Руководство региона продолжает уверять, что Каталония станет независимым государством, и фундаментальным вопросом называет соглашение с Испанией относительно того, как организовать переходный период – его нужно заключить уже 2 октября, ведь закон “О юридическом переходе” предусматривает провозглашение независимости в течение двух суток после референдума.
В случае провозглашения независимости Мадрид с высокой долей вероятности применит статью 155 Конституции Испании, которая дает правительству право получить от Сената полномочия для обеспечения действия национальных законов в любой из 17 автономных областей.
До сих пор эту статью не применяли. Правительство Испании может решить, что этой статьи достаточно, чтобы распустить Женералитат Каталонии или даже региональный парламент.
Право на самоопределение или нарушение закона
Едва ли не главным аргументом каталонцев-сепаратистов является то, что местный бюджет передает в виде налогов в казну Испании больше, чем получает. Каталония создает почти 19% ВВП страны, а проживает там 16% населения. Другой аргумент заключается в том, что у каталонцев свои, отличные от испанских, история и язык.
Это действительно так, каталанский язык даже имеет в области статус второго официального. Однако сложно согласиться с мнением, что любой регион, который соответствует подобным критериям, может выйти из состава государства, как только пожелает.
Из лагерей противников и сторонников референдума звучат противоречивые аргументы. С одной стороны, каталонцы вроде бы имеют право проголосовать, несмотря на то, что это противоречит Конституции – ее же можно и изменить, добавляют сторонники плебисцита. Причем с подобным мнением выступают не только жители региона.
Дополнительной популяризации идее независимости Каталонии добавляет хотя бы то, что в ее поддержку выступает футбольный клуб “Барселона”, фанаты которого есть по всему миру. Многие игроки клуба – среди тех, что с испанским паспортом – или активно поддерживают отделение, или же настаивают, что каталонцы имеют право проголосовать.
Среди сторонников независимости в том числе легендарный экс-тренер “Барселоны” Жузеп Гвардиола (или Хосеп, если произносить на испанский, а не каталанский манер). Во время домашних матчей клуба трибуны часто усеяны флагами каталонских националистов – эстеладами.
Поэтому неравнодушный к футболу читатель может рассматривать проблему принадлежности Каталонии сквозь призму того, будут ли “Реал Мадрид” и “Барселона” играть в одном чемпионате.
Юрист-международник, профессор O. P. Jindal Global University в Индии Александр Мережко считает, что на самом деле никакого противоречия между правом на самоопределение, принципом незыблемости границ и положениями Конституции Испании в случае с Каталонией нет.
Эту проблему можно рассматривать с двух точек зрения: через призму основных принципов международного права и с позиций конституционного права конкретного государства.
“Ни одно государство мира, в том числе Испания, не заинтересовано в самоубийстве, чем был бы выход какой-то части территории из состава государства и распад государства. С конституционно-правовой точки зрения, когда мы говорим о праве народов на самоопределение, чаще всего под понятием “народ” имеется в виду весь народ государства, то есть все его граждане”, – объясняет Мережко.
По его словам, немногие страны готовы допустить проведение референдума, на котором основным будет вопрос о выходе части территории из состава страны. И еще меньше – где бы на этот вопрос отвечала лишь часть граждан.
“По большому счету с конституционно-правовой точки зрения ни одно государство мира не позволяет проведения референдума части населения страны или какому-то национальному меньшинству для выхода из существующего государства, так называемой сецессии, – продолжает он. – Среди основных принципов международного права есть принцип территориальной целостности государств, который по сути направлен против того, что мы называем сепаратизмом, против права на сецессию”.
Если же говорить о праве народов на самоопределение, то есть разные интерпретации. Однако большинство юристов-международников сходятся на том, что все основные принципы международного права не должны противоречить друг другу, и рассматривать их следует с точки зрения их взаимосвязи.
“Право народов на самоопределение не направлено на сецессию. Скорее, речь идет о том, что его субъектами выступает также народ государства в целом. Поэтому в данном случае [Каталонии] и с международно-правовой, и с конституционно-правовой перспектив никаких оснований для проведения такого референдума нет”, – считает Мережко. Если же вспоминать примеры сецессии, которые действительно были в истории международных отношений, то их, по мнению юриста, можно объяснить согласием государства на выход части территории из своего состава.
А пример Косово, который часто вспоминают, объясняется тем, что признанию независимости предшествовал “самый настоящий геноцид косоваров со стороны сербских властей”: для Европы и западного мира признание независимости Косово было единственным способом изменить ситуацию.
Каталония – далеко не единственный современный сепаратистский кейс: на слуху уже упомянутый референдум в Иракском Курдистане, снова отделение от Великобритании обдумывают шотландцы, да и каталонская проблема возникла не сегодня.
На территории Испании и Франции расположилась так называемая Страна Басков, которая имеет богатую историю террористической борьбы. Стремление Каталонии провести референдум поддержали в еще одном сепаратистском регионе – бельгийской Фландрии. Определенные сепаратистские настроения есть в Баварии, и список этими регионами не исчерпывается.
Если бы Каталония получила право провести собственный референдум, это стало бы опасным прецедентом. Не зря ЕС и США не поддерживают стремление правительства Каталонии.
“В случае Каталонии, в принципе, есть определенные экономические причины желать отделения от Испании, ведь она отдает достаточно высокие налоги испанскому правительству и имеет перспективы выжить как отдельная страна, стать дееспособным государством.
Но, конечно, Испания не заинтересована в выходе из своего состава одной из самых богатых областей, которая действительно достаточно много дает экономике, помогает поддерживать менее развитые регионы Испании. Для нас вопрос в другом – не должно быть нарушено международное право.
Поскольку тогда любой народ в любой стране может попробовать использовать такой прецедент, чтобы совершенно самовольно, в одностороннем порядке, независимо от законов государства, отделиться. Тогда в мире просто начнется общий хаос, ведь мало какое государство имеет один этнос в своем составе. Для этого и существует вот этот принцип неприкосновенности границ”, – комментирует кандидат политических наук Александра Ковалева.
“Подобные проблемы с национальными меньшинствами есть во многих государствах. Согласно неким подсчетам, в мире около пяти тысяч таких меньшинств. Если мы создадим этот прецедент, что какое-то национальное меньшинство получит право выхода из государства с использованием неправильной трактовки права на самоопределение, это грозит распадом целого ряда многонациональных государств и хаосом в международных отношениях. В этом, разумеется, никто не заинтересован”, – сказал Мережко.
Но все же есть, кажется, государство, которое к этому и стремится. Недавно испанские СМИ сообщили, что свою руку к разжиганию кризиса приложила Россия. Популярная газета El Pais со ссылкой на Гражданскую гвардию сообщила, что хакеры из РФ и дружественных ей стран создают многочисленные копии заблокированных сайтов о референдуме.
Таким образом жители Каталонии получают информацию о том, где можно будет проголосовать. Ранее газета написала о том, что референдум продвигают с помощью российских ресурсов RT и Sputnik, а также ботов.
Москва на уровне МИДа высмеяла сообщения о вмешательстве России во внутренние дела Испании. На самом же деле с их стороны это напоминает драку с ветряными мельницами, ведь мотивы россиян в этом случае очевидны – Кремль стремится использовать любую возможность для дестабилизации ЕС и Запада в целом. Однако важно и то, что испанская пресса в виде российского вмешательства получила еще один аргумент для дискредитации референдума о независимости.
Состоится ли референдум и чего ждать дальше
Похоже на то, что каталонцы таки проголосуют. Сложно сказать, как будет выглядеть голосование, но трудно поверить в то, что каталонские чиновники отступят. Более того, можно даже попытаться предсказать результат. Дело в том, что на референдум придут наиболее политически активные жители автономии. Зато молчаливое большинство, которое знает, что референдум незаконный, может остаться дома.
Такое было и раньше: с начала мирового кризиса 2008-2009 годов, обострившего противоречия между регионом и центром, в Каталонии уже состоялось несколько референдумов-опросов. Последний прошел в 2014 году. Тогда за независимость проголосовали 81% каталонцев, однако явка все равно составила лишь 37%.
Вспомним другой пример. Великобритания разрешила Шотландии провести референдум в 2014 году. Известно, каким был результат – сторонников идеи остаться в составе Соединенного Королевства оказалось чуть больше, чем сепаратистов. Рискнем предположить, что и в случае с Каталонией можно было бы ожидать подобного результата. Но для этого нужно пока невозможное в Испании условие – легальность референдума.
Александра Ковалева отмечает, что в этом году жесткие действия испанских властей могут сказаться на результате: “В настоящее время трудно сказать, действительно ли состоится референдум в воскресенье. Поскольку испанская власть делает все возможное, чтобы это предотвратить.
Похоже, испанские власти пытаются достичь какого-то консенсуса, чтобы все-таки был проведен опрос, как это происходило ранее. Однако они своими действиями в определенном смысле вызвали недовольство значительной части жителей Каталонии. Все вместе это может дать такой эффект, что каталонская община сплотится против испанской власти и на референдуме проголосует за выход”.
По ее мнению, возможны три варианта развития событий. Если проголосует небольшое количество людей, в общем после референдума ситуация не изменится. Если проголосует достаточное количество, региональная власть условно получит право задействовать закон, который приняли на уровне парламента Каталонии, и в течение 48 часов выйти из состава Испании. “Но тогда вряд ли на мировом уровне они получат должное признание”, – добавляет Ковалева.
Однако даже если референдум не состоится или состоится как опрос, это все равно грозит обострением противоречий в Каталонии и соответствующими последствиями: демонстрациями, дальнейшими шагами местного правительства для обретения независимости и тому подобное.
Пока же, как известно из иностранной прессы, неофициально источники в каталонском правительстве признаются журналистам, что если проголосует менее половины каталонцев, руководству области действительно придется отказаться от радикальных планов.
Последние новости