В Украине – все больше громких скандалов с госзакупками. Чего стоит хотя бы недавняя история с задержанием заместителя министра обороны генерал-лейтенанта Игоря Павловского и руководителя департамента, курирующего тендеры, Владимира Гулевича. Им вменяют тендерные махинации на сумму порядка 1 млрд. грн.
В НАБУ подозревают, что высокопоставленные военные чины сговорились с поставщиком топлива “Трейд Комодити”, и переписали ценники уже после заключения договора, так что в итоге ценовое предложение победителя тендера оказалось для государства, мягко говоря, не самым выгодным.
Это далеко не первый подобный случай. Ранее то же Министерство обороны обвиняли в нечестных тендерах на поставку в армию аптечек, обмундирования и пайков. “Укрзализниця” в свое время оказалась в центре топливного скандала (участники тендера уличили компанию в необъективном выборе подрядчика) и так далее.
И это несмотря на рапорты чиновников об усовершенствовании законодательства о госзакупках и внедрении системы Prozorro, которой власти отводили главную роль в борьбе с тендерной коррупцией.
“Страна” выяснила, как нечистые на руку чиновники и бизнесмены обходят Prozorro, и так ли уж безупречна сама система проведения открытых электронных торгов.
Мимо тендеров
Характеризуя изменения в системе госзакупок которые власти пытаются внедрять уже более двух лет, глава Ассоциации защиты предпринимательства и бизнесмен Сергей Доротич называет их “недореформами”.
“Ничего не поменялось. В госзакупках – такая же коррупция, как и ранее. Малый и средний бизнес, который ринулся было участвовать в тендерах после старта работы системы Prozorro, быстро разочаровался. Выяснилось, что нужно платить, хоть и немного, за регистрацию каждого лота, а в тендере их может быть несколько сотен, что в итоге влетает в копеечку. При это особой честности не добавилось. Это по прежнему закрытый клуб, куда вхожи только свои”, – констатирует Доротич.
По его словам, многие предприниматели, попробовав участвовать в “честных” тендерах, быстро от них отказались как от бесперспективных и затратных по деньгам, времени и нервах.
Впрочем, и сами госструктуры пытаются по возможности обойтись без тендеров. Согласно отчету Счетной палаты, которая проверяла состояние дел в государственных закупках, в прошлом году увеличилась доля договоров без проведения тендеров.
В частности, только в первом полугодии прошлого года госструктуры планировали провести в обход тендеров закупок на 293,2 млрд. грн., что больше, чем пустили через тендерную схему (252,8 млрд. грн.) и превышает показатели 2013 и 2014 годов вместе взятых.
Напомним: госучреждения и предприятия могут не проводить тендеров при выборе подрядчиков, если стоимость товаров не превышает 200 тыс. грн., а услуг – 1,5 млн. грн.
“Выход нашли – попросту дробят объемы, чтобы сумма по каждому договору не превышала пороговой. Скажем, в Киевской области, якобы, искали подрядчиков едва ли не каждый километр дороги, которую следовало отремонтировать. А потом заключали десятки договоров с одной и той же фирмой”, – рассказал “Стране” депутат “Киевсовета” Алексей Дорошенко.
В прошлом году Счетная палата обнаружила таких нарушений на 7,5 млрд. грн. Лидеров в этой “номинации” стала Генпрокуратура Украины, умудрившаяся “надробить” и пустить мимо тендеров более 4,5 млн. грн.
Но часто даже необходимость выходить на открытый тендер не мешает госпредприятия проводить закупки по так называемой неконкурентой процедуре (то есть, с будущим подрядчиком просто проводят переговоры).
По данным Счетной палаты, в 2015г было проведено 103,4 тыс. процедур закупок, из них 55,8 тыс. (54%) – по конкурентным процедурам, остальные, а это 46% – по неконкурентным. В прошлом году на электронной площадке Минэкономразвития (tender.me.gov.ua) провели чуть более 80 тыс. процедур закупки, из них около 40% Счетная палата признала неконкурентными.
Через такие договора в прошлом году провели 44,9 млрд. грн. или 23% всех выделенных на госзакупки денег.
В системе Prozorro контролеры нашли 47% неконкурентых процедур закупки на общую сумму около 33 млрд. грн.
Не удивительно, что число иностранных компаний, которые готовы побороться за право участвовать в украинских госзакупках только падает: если в позапрошлом году их было 175, то в прошлом – только 78.
Почему не спасает Prozorro
Едва ли не главной фишкой реформы госзакупок стало внедрение электронной системы Prozorro, которая была запущена в 2015 году в тестовом режиме (эксперимент заканчивается в конце этого года) и, по заверениям чиновников Минэкономразвития, должна была победить тендерную коррупцию и сэкономить бюджету немалые средства.
Но, как констатирует руководитель секретариата, главный эксперт Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский, задача выполнена лишь наполовину.
“Да, действительно, информация об участниках тендеров стала открытой и доступна всем желающим. Но коррупцию не победили”, – говорит он. И поясняет: сама система электронных торгов – это всего лишь инструмент. Тендерная “кухня” по-прежнему сосредоточена офисах потенциальных распорядителей бюджетных средств – госучреждений и казенных предприятий. А уж наши чиновники всегда быстро ориентировались где, на чем и как можно заработать.
Забловский выделяет несколько основных схем, которые помогают нечистым на руку чиновникам успешно осваивать государственные бюджеты даже через Prozorro.
Это, к примеру, выписывание тендерных требований конкретно под нужную компанию. “Сделать это несложно. Ведь у каждого поставщика товар по-своему уникальный и можно прописать такую характеристику, которая в другой продукции не повторится. скажем, помню тендер, когда прописывался диаметр чайных ложек. Естественно, на качество н не вияет, зато позвонил выбрать своего поставщика и оправдать его завышенные цены”, – рассказывает Сергей Доротич.
А Дорошенко вспоминает, что, выбирая подрядчика для строительства школы, заказчик поставил в качестве необходимые условий опыт в проектировке таких учреждений. “Подобных фирм в Украине оказалось всего две, а в Киеве – одна, что и решило исход конкурса”, – говорит эксперт.
Другая популярная схема, когда по документам тендер выигрывает одна компания, а договоры подписывают с другой, мотивируя это тем, что победитель не подготовил пакет необходимых документов. “На самом деле, этот пакет очень легко сделать “неполным” – достаточно просто выбросить пару листиков из папки. И пока компания доказывает свою правоту по судам, выделенные под определенный проект деньги уже осваиваются конкурентом”, – поясняет Алексей Дорошенко.
Классической в последние годы стала схема заключения дополнительных договоров после подписания основного контракта, на которой и погорели чиновники Минобороны. В таких договорах пересматриваются цены (на 10% и более), что позволяет поставщику в начале победить с якобы самым низким ценовым предложением, а потом выставить прибыльный для себя тариф.
Согласно выводам Счетной палаты, таких нарушений становится все больше.
Нередко конкуренты блокируют результаты тендеров, оспаривая их в АМКУ (так в свое время было с топливными контрактами “Укрзализници”). По данным Счетной палаты, иногда на одну процедуру госзакупок подается более 70 жалоб, которые могут “дрейфовать” из одного кабинета в другой очень долго.
Перечисленные выше схемы используются в 50-60% всех тендеров, утверждает Алексей Дорошенко.
В Счетной палате зафиксировали нарушений на 326 млн. грн.
Но эксперты утверждают, что на самом деле госбюджет на тендерных схемах теряет намного больше – речь идет о миллиардах гривен.
“Если проанализировать список победителей крупных государственных тендеров, окажется, что среди них лидируют никому не известные фирмы, часто с одним лишь директором в штатном расписании. Понятно, что это компании, специально созданные под освоение бюджетных средств. И в том же Prozorro все это видно. Другое дело, что информацию там, кроме журналистов, никто досконально не изучает”, – говорит глава Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
А Забловский рассказывает, что сейчас готовится сразу две новации в системе электронных госзакупок: во первых, планируется запустить аналог Prozorro для допороговых закупок, во-вторых, апгрейдить программное обеспечение Prozorro таким образом, чтобы оно автоматически искало “подозрительные” тендеры.
“Скажем, те, где слишком много условий и требований, выдвигаются слишком узкие требования и пр. Контролирующие органы смогут взять такие торги на заметку”, – рассказал Забловский.
Prozorro не прозоро?
Впрочем, у Счетной палаты накопилось немало вопросов и к самой Prozorro.
Контролеры обнаружили, что систему контролирует общественная организация “Трансперенси Интернешнл Украина”, база данных хранится на платформе Аmazon.com (США), а любые юридические права на хранение информации на этой платформе у государственного предприятия “Прозорро”, созданного на базе подразделения Минэкономразвития “Внешторгиздат”, отсутствуют.
“Подтвердить или опровергнуть информацию, которая есть на сайте общественной организации “Трансперенси Интернешнл Украина” и аппелировать к цифрам по экономии государственных средств при использовании электронной системы закупок, некорректно. Государство, а именно Минэкономразвития, не имеет объективных возможностей проверять или контролировать информацию”, – говорится в выводах Счетной палаты.
Зато ГП “Прозорро” довольно успешно зарабатывает на различных дополнительных услугах для участников торгов. К примеру, за авторизацию электронных площадок государственное предприятие берет 51 тыс. грн., за подачу тендерного предложения – до 700 грн., за лоты участников тендеров – до 400 грн. за каждый.
Счетная палата установила, что за 9 месяцев прошлого года “Прозорро” получила от субъектов хозяйствования более 17 млн. грн. Повышение доходности предприятия связано не с его производственной или коммерческой деятельностью, а исключительно с начислениями операторам электронных площадок. Хотя эти средства являются бюджетными и должны зачисляться до спецфонда госбюджета, они оформлялись как собственные деньги предприятия”, – отчитались в Счетной палате. Только за 6 месяцев 2016г бюджет таким образом недополучил более 16 млн. грн.
Впрочем, согласно выводам Счетной палаты, проблема с коррупцией в госзакупках не столько в Prozorro, сколько в “минах”, заложенных в законодательстве.
“Введение в 2016 году электронной системы закупок “Prozorro” не стало решающим фактором в предотвращении незаконного и неэффективного использования государственных финансовых ресурсов, – говорится в отчете Счетной палаты. – Система, которая является инструментом прозрачного и открытого доступа к закупкам при проведении заказчиками тендерных процедур, объективно не в состоянии предотвратить незаконное заключению договоров без применения законодательства о закупке. Главная причина такого положения дел – коррупционные риски, заложенные в действующем законодательстве. Об этом свидетельствует анализ допущенных нарушений законодательства и использования несовершенных норм законодательства о закупках с целью уклонения от соблюдения принципов конкурентности на рынках товаров, работ и услуг”.
Последние новости