Борьба между «Народным фронтом» и БПП за контроль над финансовыми потоками госпредприятий выходит на очередной этап: чем ближе выборы, тем ожесточеннее схватка.
В это же время Украина находится на грани раскола. Страна может не выдержать очередного витка распределения национальных богатств между майданными олигархами и иностранными агентами.
«С партнерами по коалиции у нас вполне нормальные рабочие отношения. До тех пор, пока они не начинают заходить на нашу территорию», – так один из нардепов БПП в неформальной беседе с UA1 прокомментировал вновь начавшуюся борьбу между партиями Порошенко и Яценюка за перераспределение министерских портфелей.
О том, что правительство с большой долей вероятности будет переформатировано, в парламенте заговорили сразу же после того, как представители НФ и БПП официально подтвердили процесс переговоров о слиянии в одну политическую силу.
К тому же стало известно, что переговоры идут с большим трудом, поскольку каждая партия требует объединяться на своих условиях. Но поскольку, согласно сентябрьским исследованиям Киевского международного института социологии, рейтинг БПП сейчас на уровне 14,5%, а рейтинг НФ – 0%, то президентская партия пока настойчиво диктует свои условия.
Одно из них – переформатирование правительства по принципу «у кого больше рейтинг, у того больше министерских портфелей». И в первую очередь речь идет о тех министерствах, в чьем ведении находятся крупные госкомпании с миллиардными оборотами.
В каждой из них есть свои коррупционные дыры, через которые утекают сотни миллионов, а выборы все ближе, и партийную кассу нужно чем-то наполнить.
По сложившейся украинской традиции, на этапе подготовки к выборам наиболее ожесточенная борьба разворачивается не за лояльность избирателей, а прежде всего за денежный ресурс, при помощи которого эту лояльность можно заполучить.
На сегодняшний день лакомые активы контролирует Министерство инфраструктуры под руководством члена НФ Владимира Омеляна. И именно за это министерство, которое сейчас находится под контролем «фронтовиков», но которое очень хочет заполучить БПП, началась ожесточенная борьба.
На кону десятки миллиардов гривен: в ведении Мининфраструктуры находятся «Укрпочта», «Укрзалізниця», «Укравтодор», Администрация морских портов, Госавиаслужба. Все это крупнейшие госпредприятия, входящие в сотню самых больших компаний Украины и имеющие миллиардные годовые обороты.
Сесть на поток
До последнего времени интересы во всех экономических сферах страны были четко распределены между НФ и БПП. К примеру, стена Яценюка – это исключительно источник доходов «фронтовиков», точно так же, как и контроль над нелегальным экспортом леса, осуществляемый через Минэкологии тем же «Народным фронтом».
В свою очередь, сверхприбыли в сфере энергетики (уголь, нефтепродукты, газ) – это исключительно парафия БПП.
Каждое потерянное министерство – это утраченные финансовые возможности, поэтому борьба развернулась нешуточная.
Такое разделение контроля над финансовыми потоками официально было закреплено во время последнего переформатирования правительства в апреле 2016 года после отставки Яценюка.
На тот момент рейтинг НФ опустился до 1% по сравнению с 11% БПП, соответственно президентской партии отошли девять министерств, а соратникам Яценюка – шесть.
При этом наиболее денежные сферы – Минфин, Минэкономики, Минэнергетики – достались БПП. Это в дополнение к Минобороны и Минрегионразвития (миллиарды на госзакупки), Минагропрому (сотни миллионов на госдотации), Минсоцполитики (миллиарды субсидий и потоки Пенсионного фонда), а также Министерству оккупированных территорий (освоение финансов на восстановление Донбасса).
Чисто «имиджевые» структуры, такие как МИД, Минкульт и Мининформполитики, партия Порошенко также «застолбила» за собой.
В противовес этому НФ достался мощный силовой блок в виде МВД. А из «денежных» министерств ближайшему окружению Яценюка отошли Минюст (контроль госреестров собственности), Мининфраструктуры (крупнейшие госкомпании с миллиардными оборотами), Минэкологии (контроль природных ресурсов, «темы» янтаря и леса).
А также Минобразования (миллиардные бюджеты на оснащение школ и образовательную реформу) и Министерство молодежи и спорта (поборы со спортивных ассоциаций).
После такого дележа осталась часть сфер, где финансовые интересы обеих партий пересеклись, например, как в корпорациях «Укроборонпром», «Укрзалізниця», Одесском припортовом заводе.
До определенного момента конкуренты как-то уживались и пытались не конфликтовать. Но сейчас, в процессе переговоров по слиянию БПП и НФ, давние противоречия обострились с новой силой: в борьбе за наполнение партийных касс люди Порошенко все более активно пытаются выдавить людей Яценюка из сфер совместных интересов.
В борьбе за источники финансирования представители НФ не гнушаются ничем, вплоть до политических «кидков».
Те, в свою очередь, пытаются огрызаться, хотя в кулуарах парламента уже говорят о том, что НФ готов идти на некоторые уступки, в частности уступить БПП либо Минобразования, либо Мининфраструктуры при условии остающегося под их контролем силового блока.
В то же время, каждое потерянное министерство – это утраченные финансовые возможности, поэтому борьба развернулась нешуточная. А технология этой войны сейчас отрабатывается в борьбе за контроль над украинскими железными дорогами, поскольку речь идет о годовом теневом потоке в десятки миллиардов гривен.
Большой передел
«10-15 млрд грн в год – это только нижняя черта теневого финансового потока «Укрзалізниці». Это только то, что можно сейчас доказать», – констатирует министр Владимир Омелян.
Борьба за такой поток разгорелась ожесточенная: «фронтовики» до сих пор не смирились с хитрым ходом людей Порошенко, которые руками премьера Гройсмана забрали право контроля над компанией у НФ и переподчинили железные дороги Украины подконтрольному себе Минэкономики.
Это был настолько неожиданный и сокрушительный удар по финансовым притязаниям ближайшего окружения Яценюка, что НФ устроил настоящую истерику и сейчас пытается в суде обжаловать переподчинение «УЗ», вернув себе контроль над этой компанией.
Самым активным участником этого процесса выступает министр Омелян. Своей должностью он во многом обязан Арсену Авакову, по сути, второму человеку в НФ. И не скрывает, что министр МВД всячески его поддерживает.
На прямой вопрос UA1, почему министр инфраструктуры так категорично требует вернуть обратно в свое подчинение «УЗ», Омелян ответил, что это совсем не борьба за потоки, а исключительно экономическая целесообразность.
«Мы первое министерство, начавшее процесс корпоративного управления госпредприятий. После того, как будет сформирована вертикальная холдинговая компания, она может быть в чьем угодно подчинении. Пока этого нет, «УЗ» требует постоянного оперативного вмешательства: вопрос тарифов, финплана, мониторинга деятельности», – заявил министр.
И тут же едко намекнул, что люди Порошенко с этим процессом не справятся: «Ни Минэкономики, ни Минкультуры, ни Мининформполитики не способны это сделать, – перечислил он подконтрольные БПП структуры. – Это может сделать только профильное министерство, которое понимает, что происходит в компании».
Деньги прежде всего, ничего личного, просто бизнес – именно так и наполняются партийные кассы.
Также Омелян признал, что кроме этого НФ не хочет терять возможность реализации «имиджевого» проекта, в особенности после провала с такой помпой анонсированного выхода на рынок авиаперевозок ирландского лоукоста Ryanair.
«Есть политические проекты, потому что железнодорожная связь с ЕС – это на данном этапе не бизнес-проект, а политический, – говорит министр. – Точно так же, как работа с мировыми грантами на производство локомотивов, вагонов. Это политическая конструкция, и ею должно заниматься профильное министерство».
Но пока слишком похоже на то, что за всеми этими словами стоит цифра – 10-15 млрд грн в год. В особенности с учетом того, какие люди стоят за министром инфраструктуры. Люди, которые не остановятся ни перед чем, чтобы добиться своей цели.
Партийная целесообразность
В борьбе за источники финансирования представители НФ не гнушаются ничем, вплоть до политических «кидков» и готовности «сдать» не слишком значимых и эффективных для себя персон в правительстве. И тот же министр инфраструктуры яркий тому пример.
Память почитателей «тефлонового Омеляна» (так называли его за то, что никакие обвинения к нему не прилипают) до сих пор хранит шок от взятия на поруки обвиненного в коррупции Николая Мартыненко, одного из основных финансистов «Народного фронта».
«Это была моя первая и последняя попытка, – с обидой рассказывает UA1 министр. – Дело в том, что много кто мне обещал поддержку в наведении порядка в госпредприятиях и этих обещаний не сдержал».
Более того, те, кто «кинул» Омеляна, уже готовы его «слить», если увидят в этом целесообразность в ходе переговоров по объединению НФ и БПП.
«Политика – вещь тонкая, – соглашается министр. – Сегодня вечером можно лечь спать уверенным в одном сценарии, а за ночь что-то поменяется и будет абсолютно другое».
К слову, удобным предлогом для этого может стать уголовное производство, открытое ГПУ по поводу ситуации с провалом выхода на украинский рынок авиаперевозок ирландского лоукоста. Сам министр инфраструктуры считает это прозрачным намеком на свое возможное будущее.
И вряд ли в этой ситуации НФ и лично покровитель Омеляна Аваков, который по слухам в последнее время не слишком им доволен, будут стоять горой за своего министра. Деньги прежде всего, ничего личного, просто бизнес. Именно таким образом и наполняются партийные кассы.
Последние новости