В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления «Укрзализныци» Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
Как известно, бывший глава правления компании PKP Cargo Войцех Балчун был назначен руководителем «Укрзализныци» 20 апреля 2016 года. Назначение западного топ-менеджера прошло в атмосфере легкой эйфории – в частности, тогдашний министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус рассыпался в дифирамбах Балчуну, рассказывая, как он превратил PKP Cargo практически в конкурента Deutsche Bahn, одновременно являясь лидером успешного рок-бэнда.
Позже Балчун обнародовал План реформ, согласно которому предполагалось преобразовать «Укрзализныцю» в современного европейского железнодорожного чемпиона с ориентированной на клиента, прозрачной и свободной от коррупции платформой.
Коррупционный провал
Впрочем, на ниве борьбы с коррупцией у железнодорожного чемпиона дела явно не заладились. Под руководством В.Балчуна «Укрзализныця» по-прежнему остается той самой бочкой без дна, и коррупционные скандалы в ведомстве возникают с завидной регулярностью, а в июне текущего года произошел настоящий всплеск.
Так, 13 июня Генеральная прокуратура провела обыск в здании «Укрзализныци» по делу о растрате средств в особо крупных размерах. Как рассказал заместитель начальника отдела процессуального руководства ГПУ Александр Цилюрик, в рамках указанного объявленного подозрения фигурирует сумма в 12 млн грн., но в целом в уголовном производстве изучаются хищения на сотни миллионов гривен.
Уже на следующий день Служба безопасности Украины сообщила о том, что чиновники филиала УЗ «Энергосбыт» разработали коррупционный механизм по продаже «налево» электроэнергии. А 23 июня Национальное антикоррупционное бюро Украины отчиталось о 16 уголовных производствах на «Укрзализныце», выявленный ущерб по которым составляет 1 млрд грн. Одновременно НАБУ обратилось в суды с исками о расторжении заведомо невыгодных для госкомпании договоров, заключенных ее руководителями, на 277 млн грн. Сообщает автор статьи Елена Курашина, для Минпром.
Вынужденный как-то реагировать на вал сообщений о коррупции в своем ведомстве, В.Балчун 30 июня сообщил о том, что «Укрзализныця» для противодействия этому позорному явлению применит иностранный опыт – Forensic. Речь идет о комплексе мероприятий специализированной компании по расследованию уже совершенных коррупционных и других преступлений, а также предотвращению фактов мошеннических действий со стороны менеджеров компании, их ближайшего окружения. Однако вопрос, что мешало Балчуну применить этот прогрессивный опыт раньше, не дожидаясь сообщений силовиков о процветающей коррупции на «УЗ», остается открытым.
Клиент всегда прав
Стоит отметить, что повышение удовлетворения потребностей клиентов на 20% значилось первым пунктом в Плане реформ Балчуна. Но по факту оказалось, что клиент (перевозя грузы которого, «Укрзализныця» и зарабатывает львиную долю денег) этого «покращення» не заметил. В первую очередь один из основных клиентов «УЗ» – горно-металлургический комплекс. Как известно, в результате боевых действий на Востоке страны железнодорожное снабжение Мариуполя оказалось замкнуто на единственную ветку Камыш-Заря – Волноваха, обладающую невысокой пропускной способностью. И уже в 2014 году остро встал вопрос ее расширения.
Первый раз «Укрзализныця» официально открыла реконструированный участок пути Камыш-Заря – Волноваха еще 9 ноября 2016 года. Как ожидалось, реконструкция позволит увеличить его пропускную способность до 23 пар грузовых поездов и 4 пассажирских в сутки. Но по факту железнодорожники вышли только на уровень 16-17 поездов в день.
Второй раз о решении проблем с ж/д сообщением в направлении Мариуполя «Укрзализныця» отчиталась 25 мая текущего года, объявив об окончании строительства перегона Розовка – Зачатьевская. Однако вместо обещанных 24 пар грузовых поездов в сутки в начале июня металлурги увидели все те же 16. В результате металлурги были вынуждены организовать каботажные перевозки железорудного сырья в Мариуполь, что негативно влияет на себестоимость производимой продукции. Впрочем, и тут оказалось все не столь гладко, поскольку «Укрзализныця» не смогла обеспечить транспортировку необходимого количества грузов в порт Бердянска.
И жалобы на неудовлетворительную работу «Укрзализныци» поступают не только от представителей ГМК. Ранее свои претензии к железнодорожному монополисту высказывали аграрии, химики и производители стройматериалов. А буквально на днях ГП «Артемсоль» обратилась к «Укрзализныце» с просьбой обеспечить предприятие вагонами для перевозок продукции.
В свою очередь «Укрзализныця» ранее декларировала смелые планы по обновлению вагонов на текущий год. Однако из запланированных 9 тыс. грузовых вагонов за первые четыре месяца текущего года построено всего 252. Критической остается и ситуация с локомотивами, износ которых превышает 90%.
Танцы с тарифами
Перед самым приходом Балчуна в «Укрзализныцю» тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом были повышены на 15%. А годом ранее – сразу на 30%. Причем все повышения по традиции обосновывались необходимостью модернизировать порядком изношенную инфраструктуру, покупать новые вагоны и локомотивы. Но на практике эти деньги, как правило, тратились на совершенно другие вещи, в частности на уплату курсовых разниц по взятым ранее кредитам и повышение должностных окладов железнодорожников.
Польский менеджер решил не менять устоявшуюся украинскую традицию и проект финансового плана «Укрзализныци» с запланированным повышением тарифов на 22,5%, шокировав грузовладельцев, которые явно ожидали от западного специалиста другого подхода к решению проблемы.
«Мы считаем недопустимым подход, когда менеджмент «Укрзализныци» вместо того, чтобы решать проблемы коррупции, эффективности операционной деятельности, расширения клиентской базы и улучшения качества услуг, пытается лишь увеличить доходы за счет наиболее простого, но и наиболее тягостного для экономики способа – за счет повышения тарифов на грузовые перевозки. Перспектива существенно увеличить доходы монополии, не прикладывая усилий, привела к тому, что менеджмент «Укрзализныци» подготовил проект финансового плана, в котором даже не прослеживается намерений относительно снижения себестоимости и расходной части в целом», – говорится в письме отраслевых ассоциаций крупнейших грузовладельцев к премьер-министру Владимиру Гройсману.
Руководители отраслевых ассоциаций предупреждают, что столь резкое повышение тарифов в нынешних экономических условиях приведет к вынужденному сокращению производства и даже остановке некоторых предприятий реального сектора. «Усиление ценовой конкуренции на мировых рынках, а также текущие незначительные темпы экономического роста в Украине не позволят целому ряду отраслей, без существенных негативных последствий, абсорбировать такое значительное повышение логистических расходов», – предостерегают представители крупнейших грузоотправителей.
При анализе финансового плана в первую очередь обращают на себя внимание неадекватно высокие заявленные расходы на капитальные инвестиции в размере 22,7 млрд грн. Очевидно, что это цифра-«пустышка», единственное назначение которой – служить основанием для повышения тарифа. По итогу первых пяти месяцев текущего года «Укрзализныця» направила на капитальные инвестиции всего около 2 млрд грн., что составляет менее 10% от запланированного, и этом при том, что на счетах ПАО по состоянию на начало года находилось 7 млрд грн. Мнение о том, что железнодорожники не собираются тратить такие большие деньги на капинвестиции, подтверждает и прошлогодняя ситуация, когда при инвестпрограмме в 11,2 млрд грн. по факту было потрачено немногим более половины – 6,1 млрд грн.
Явно завышенные расходы обнаруживаются и в других статьях финплана. В частности, по статье «Юридические услуги» планируется потратить в текущем году 70,7 млн грн., в то время как в 2016 году на эти цели было направлено всего 7,9 млн грн. Более того, железная дорога собирается в 2017-м потратить 75 млн грн. на маркетинговые услуги и 65 млн грн. – на услуги по диагностированию финансово-хозяйственного состояния «Укрзализныци», хотя в прошлом году у «УЗ» вообще не было необходимости в получении данных услуг. В письме Министерства экономического развития и торговли на адрес «Укрзализныци» относительно проекта финплана на 2017 год указаны и другие завышенные статьи расходов, в частности «Реклама» (рост на 124% по сравнению с 2016 годом) и «Повышение квалификации и переподготовка кадров» (рост на 561%).
Стоит отметить, что в Американской торгово-промышленной палате в Украине считают, что «Укрзализныця» имеет ресурс и возможности не повышать грузовые тарифы в 2017 году. Это следует из письма президента палаты Андрея Гундера на имя министров инфраструктуры, финансов, первого вице-премьера и главы Государственной регуляторной службы, копия которого есть в распоряжении МинПрома. Эксперты АТПП обратили внимание на приказ Министерства инфраструктуры №782 от 8 октября 2013 года «Об утверждении Порядка пересмотра тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом», согласно которому тарифы подлежат пересмотру в случае наступления хотя бы одного из двух условий: если уровень доходов от обычной деятельности не обеспечивает компенсацию текущих расходов железной дороги или если у «УЗ» не хватает средств на осуществление капитальных инвестиций.
Эксперты АТПП указывают, что первое условие характеризуется показателем EBITDA (прибыль до уплаты налогов, процентов и амортизации), который имел бы плановое значение +17,5 млрд грн. без учета индексации тарифа, что свидетельствует о способности «Укрзализныци» финансировать операционную деятельность в 2017 году. Относительно второго условия в АТПП справедливо отметили, что за оставшееся до конца года время эффективно освоить более 20 млрд грн. попросту невозможно.
О том, что у «Укрзализныци» дела в финансовом плане идут относительно неплохо, свидетельствует и информация самого В.Балчуна, который 5 июля сообщил, что за первое полугодие железная дорога получила чистую прибыль в размере 103,1 млн грн. При этом доход от перевозок увеличился на 4 млрд грн. (+14%), а финансовый результат по грузовым перевозкам составил 7,2 млрд грн., что на 1,3 млрд грн. превышает прошлогодний показатель.
Истина рождается в диалоге
Вопрос повышать или не повышать тарифы, а если повышать, то на сколько, можно дать только после дискуссии, в которой бы приняли участие все стороны – правительство, транспортники, грузовладельцы и эксперты рынка. Но парадокс ситуации состоит в том, что сама «Укрзализныця» от этого диалога всячески уклоняется.
Как известно, ранее Государственная регуляторная служба решила создать совместную с бизнесом рабочую группу для определения компромиссной ставки повышения ж/д тарифов. О целесообразности привлечения к работе над проектом финплана «УЗ» ключевых грузоотправителей и профильных ассоциаций отмечалось и в письме Минэкономразвития к Федерации металлургов Украины. «Попытки диалога были, но конструктивными их назвать никак нельзя – нас постоянно ставили перед аксиомой, что финансовый план «Укрзализныци» единственно правильный и тарифы должны вырасти», – рассказал глава ФМУ Сергей Беленький.
Более того, «Укрзализныця» при подготовке финплана не прислушивалась и к мнению профильного министерства. Об этом говорится в письме Министерства инфраструктуры к МЭРТ за подписью замминистра Надежды Казначеевой. В частности, в документе отмечается, что МИУ в апреле обращалось к «УЗ» с просьбой учесть в проекте финплана объемы расходов, необходимых для обновления подвижного состава, в том числе за счет средств, которые планируется получить от индексации тарифов. Кроме того. министерство настаивало на необходимости создания отдельного счета для аккумулирования средств, которые планируется получить от индексации тарифов и определения механизма их прозрачного целевого использования. Но эти замечания министерства не нашли отображения в финплане «УЗ».
Кроме того, представители промышленности имеют иную точку зрения относительно того, куда необходимо инвестировать полученные от них средства в первую очередь. «Укрзализныцей» озвучены амбициозные планы по строительству новых вагонов, но наиболее целесообразно было бы решать проблему их дефицита за счет стимулирования частных инвестиций в подвижной состав, – отмечает С.Беленький. – Ключевой же приоритет инвестиционной программы должен быть сконцентрирован на ликвидации узких мест в инфраструктуре, закупке новых и ремонте старых локомотивов».
В правительстве уже принято решение о том, что решение о дальнейшей работе В.Балчуна на посту руководителя «Укрзализныци» будет принято после его отчета. Такое решение озвучил на днях В.Гройсман. Максимально публичного отчета от польского топ-менеджера ожидает и бизнес. «Логичным было бы сначала заслушать отчет В.Балчуна о проделанной за год работе, после чего принять решение Кабинета министров о том, продлевать контракт с польским менеджером или нет. Финансовый план «Укрзализныци» должен подаваться легитимным руководителем, чтобы все понимали, что этот человек имеет юридические полномочия и остается данный финплан выполнять», – считает президент Объединения предприятий «Укрметаллургпром» Александр Каленков.
Президент «Укрметаллургпрома» также обратил внимание на существование особой процедуры по принятию решения по тарифам, поскольку железная дорога является монополистом. «Принятие финплана с учетом повышения тарифов на 22,5% является некорректным, поскольку решение по тарифам еще не принято. Поэтому сначала нужно принимать финплан без учета повышения с нулевым вариантом, и такой вариант у «Укрзализныци» есть. А потом, если будет решение поднять тарифы, внести изменения в финплан, уже понимая, с какого числа и на какой процент они будут подниматься. В финплан можно в течение года дважды вносить изменения, и это будет и корректно и понятно», – резюмировал А.Каленков.
Напомним, что ранее Стена сообщала о тотальной распродаже государственных предприятий, которую устроил Владимир Гройсман и его Кабинет министров.
Последние новости