Вопрос увеличения госдолга в последние несколько лет и выплата большого объема внешних долгов в 2019-2020 годах неизбежно ассоциируются с возможным дефолтом государства. Насколько это вероятно и каковы перспективы у государства в направлении работы с внешним долгом, специально для Mind анализирует эксперт Даниил Монин.
Сначала приведем некоторые цифры и попробуем развенчать некоторые мифы, связанные с долгами государства. Ниже — вся раскладка по внешним долгам:
Большинство долгов — достаточно дешевые в обслуживании (около 2% в год) и поэтому создают сравнительно небольшую нагрузку на бюджет по обслуживанию текущих процентных обязательств. Единственным исключением являются коммерческие долги по реструктуризации Натальи Яресько, что обходятся в более $ 1 млрд ежегодно процентами.
В то же время есть еще 685 млрд грн внутренних долгов. И хотя их физически меньше (около $ 27 млрд), обходятся они бюджета довольно дорого (около 10% годовых). И именно эти долги формируют около 65% бюджетных обязательств. При этом при составлении бюджета страны все эти обязательства учитываются в бюджете страны и уже включены в расходы бюджета.
Так, в 2016 году обслуживание долга потребовало 99 млрд грн бюджетных средств, а план на 2017 год — почти 112 млрд грн. Это примерно 4% ВВП страны. Если же посмотреть на график выплат внешних долгов на ближайшие 10 лет, то он выглядит так:
Пик выплат сосредоточен на 2019-2020 годах — и это не результат действий Януковича, а результат реструктуризации собственных долговых обязательств и взятие новых течение 2014-2016 годов. За это время Украина нарастила свой внешний долг на $ 13 млрд.
Здесь сразу же напрашивается вопрос: а что делать с этими долгами? Ответ достаточно прост — реструктуризировать. Можно быть уверенным, что это основной базовый сценарий для государства Украина. Можем ли мы отказаться от сотрудничества с МВФ? В принципе, можем, и такой опыт в Украине уже был.
Во времена кризиса 2008-2009 годов Украина возобновила сотрудничество с МВФ и взяла у него около $ 5 млрд в долг. Так вот, эти долги гасились при Януковиче путем покупки евробондов. Да, это были дорогие в обслуживании деньги, чем предлагал МВФ, но в те времена государство могло себе подобное позволить. Ведь обслуживать $ 30 млрд внешних долгов при размере экономики в $ 180 млрд — это не то же самое, что обслуживать $ 45 млрд долгов при размере экономики в $ 100 млрд.
Исходя из озвученных планов правительства по плановому ВВП, дефицита бюджета и курса гривны на перспективу пяти лет, спрогнозируем, что же будет, если Украина сможет рефинансировать внешние долги в 2019-2020 годах.
Ниже — два графика. Первый отражает номинальный рост долга государства в гривневом эквиваленте. Второй показывает отношение госдолга к ВВП.
Как видно, даже в условиях крайне осторожных прогнозов правительства относительно роста экономики можно наблюдать существенное сокращение долговой нагрузки на экономику. Что это значит? Если правительство будет удерживать дефицит бюджета на приемлемом уровне в 2-3% ВВП (а в 2015-2016 годах дефицит бюджета не превышал 2,3% ВВП, и, вероятно, в этом году он вряд ли превысит 1,5% ВВП), то вероятность дефолта государства и невозможность договориться с текущими кредиторами крайне низкая.
С другой стороны, очевидно, что для успешной реструктуризации Украина должна переходить на среднесрочное бюджетное планирование и формировать бюджет на 3-5 лет вперед. А вот имея такой бюджет, уже можно смело выходить на рынки заимствования с хорошими ставками. Так, в 2016 году под гарантии США Украина получила $ 1 млрд под 1,47% годовых.
Еще увереннее Украине будет выглядеть, если предложит программы экономических реформ, которые позволят нарастить экономику за пять лет до $ 200-250 млрд. И такие возможности есть. Подводя итог, можно с большой уверенностью сказать, что угроза дефолта Украины имеет достаточно невысокую вероятность, и государство вполне в состоянии его избежать.
Как сообщал ранее портал Стена, Балчун передал бороду новому руководителю «Укрзализныци»
Последние новости