Летом, когда крупнейшей европейский лоукостер Ryanair заявил об отказе от планов по выходу на украинский рынок, многие эксперты, в том числе министр инфраструктуры Владимир Омелян, предупреждали общественность, что это может послужить негативным сигналом для других авиакомпаний.
О том, почему же по факту получилось с точностью до наоборот и стал ли именно отказ крупнейшего европейского лоукостера Ryanair от выхода на украинский рынок стимулом для роста числа полетов сюда многих его конкурентов, Mind спросил Александра Ланецкого, директора Friendly Avia Suppor.
Wizz Air вернулась. Всего спустя несколько дней после громкого заявления ирландцев венгерский перевозчик Wizz Air, их главный конкурент на рынках Центральной и Восточной Европы, объявил об открытии пяти новых рейсов из Киева – в Копенгаген, Люблин, Познань, Франкфурт и Нюрнберг. 24 августа в аэропорт Киев прибыл второй самолет Wizz Air, который будет базироваться в Украине.
Также венгры объявили о планах с весны 2018 года еще увеличить размер флота, который базируется в Киеве (Жулянах), открыть полеты в Таллин и Лиссабон и увеличить частоту полетов на уже существующих направлениях. В частности, компания запустит 11 дополнительных рейсов в неделю в рамках летнего расписания из Киева и несколько – из Львова.
Стоит отметить, что основные направления, на которых сейчас концентрируется перевозчик – это страны с большой украинской диаспорой и маршруты, популярные у «зарабитчан». Так, сейчас Wizz Air обслуживает из Украины 21 направление, из них по семь – приходятся на Польшу и Германию.
В этот же ряд хорошо ложатся направления в Ларнаку, Таллин, Вильнюс, Лиссабон и Лондон. И даже Дания является одним из европейских лидеров по приему на трудовую практику украинских студентов – чаще всего сельскохозяйственных вузов, например, Житомира и Полтавы.
В целом следующим летом Wizz Air предложит украинскому рынку в два раза больше перевозных мощностей, чем в этом году. И уже сейчас можно констатировать, что венгерский лоукостер выполняет полеты по большему количеству направлений, чем было на момент закрытия им украинской дочерней авиакомпании весной 2015 года.
Это лишь подтверждает, что тогда сворачивание маршрутов, как и прогнозировалось, обозначало не уход Wizz Air с украинского рынка, а лишь оптимизацию расходов. Компания просто отказалась от содержания накладной украинской «дочки» после либерализации авиасообщения между Европой и Украиной.
После восстановления платежеспособного спроса авиакомпания не только открыла почти все ранее востребованные рейсы, но и добавила новые.
Из популярных ранее рейсов из Киева авиакомпания пока не летает лишь в Москву (по понятным причинам), Испанию, Италию и Израиль (везде из-за позиции авиационных властей той страны). Причем лишь этим примером свидетельства начала «бума» лоукостеров не ограничиваются.
С Fly Ernest будем летать в Италию. Вслед за Wizz Air о выходе на украинский рынок объявил новый итальянский перевозчик – fly Ernest.
Это виртуальная авиакомпания (не имеет даже своего сертификата эксплуатанта, а пользуется заказными рейсами чартерной Mistral Air), стартовавшая в начале минувшего лета с полетов из дюжины итальянских городов в Тирану. Теперь к ним прибавятся рейсы из Киева в Бергамо и Неаполь, а также из Львова в Бергамо, Венецию и Неаполь.
Странно лишь, что эти направления ранее не заинтересовали украинских перевозчиков, и особенно МАУ. Тем более что у них есть два важных плюса.
Во-первых, полумиллионная легальная украинская трудовая диаспора (вторая по численности в ЕС после Польши) родом в основном из Западной Украины.
Во-вторых – четкая позиция итальянских авиавластей о недопуске европейских (не итальянских) лоукостеров на рейсы между Италией и Украиной. Хотя это и противоречит подписанному между нашими странами Договору о либерализации авиасообщения.
Qatar Airways и Buta Airways. Начало осени ознаменовалось приходом на украинский рынок еще двух новых авиакомпаний. 29 августа, на девять месяцев раньше неофициально заявленного срока, был запущен рейс Доха – Киев авиакомпании Qatar Airways.
Наверняка, главной причиной, простимулировавшей быстрый выход катарцев на украинский рынок, стала транспортная блокада эмирата со стороны арабских соседей.
Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Египет и еще целый ряд стран региона запретили полеты катарской авиакомпании как к себе, так и транзитом над их территорией.
При этом до кризиса только на направлении Доха – Дубай авиакомпания выполняла дюжину ежедневных рейсов. Это привело к тому, что от четверти до трети флота Qatar Airways оказалось припаркованным.
В то же время быстро открыть новые рейсы в Евросоюз авиакомпания не может, так как большинство стран ЕС, в которые она еще не летает, не имеют двустороннего договора об авиационном сообщении. И сейчас подписать их невозможно, поскольку Евросоюз и Катар ведут переговоры о подписании совместного договора.
А он, судя по всему, блокируется не без участия крупнейших европейских традиционных авиаперевозчиков, которые боятся еще большего усиления конкуренции с напористыми арабами. И Украина тут подвернулась как раз кстати. И если блокада Катара затянется, то вполне вероятно открытие рейсов и из украинских провинциальных центров.
А 5 сентября в Жуляны выполнил первый рейс Киев – Баку новый виртуальный азербайджанский лоукостер Buta Airways.
Здоровая конкуренция. Все это указывает, что рассуждения о том, что отказ Ryanair выходить на украинский рынок послужит красным светом для всех иностранных авиакомпаний, планирующих выход сюда, не имеют под собой оснований.
Исследования европейской профильнох ассоциации CAPA и консалтинговой службы FlightGlobal показали, что лоукостеры в ЕС предпочитают активно избегать конкуренции как с сетевыми перевозчиками, так и между собой.
Специалисты Flight Global в прошлом году выяснили, что крупнейшие европейские лоукостеры – Ryanair, Norwegian, Vueling, Wizzair и EasyJet – конкурируют между собой на менее чем на 20% маршрутов.
Реже всего с конкурентами из большой пятерки сталкивается Wizz Air – только на 12% маршрутов. Так, этим летом Ryanair конкурировал с Wizz Air всего на 30 маршрутах из нескольких тысяч, выполняемых авиакомпаниями. Но в этом сезоне Wizz Air закрыл три направления, не выдержав конкуренцию с ирландским перевозчиком.
Надо заметить, что среди заявленных из Украины маршрутов Ryanair были два, которые совпадали с рейсами Wizzair: Львов – Вроцлав и Львов – Берлин.
Сейчас же, после демарша Ryanair, венгры спешат нарастить свое присутствие в Украине и максимально закрепиться перед предстоящей в будущем битве за украинского пассажира с более крупными лоукостерами.
Поэтому они и открывают новые рейсы, и в будущем году наверняка откроют еще пока не заявленные новые направления, в том числе, возможно, из новых украинских городов.
Публичный отказ ирландцев от запуска рейсов в Украину под предлогом непринятия их условий аэропортом Борисполь по факту стал зеленым светом не только для Wizz Air, но и для многих других, кто ранее только присматривался к украинскому рынку.
Это подтверждает и тот живой интерес, который был к украинской делегации на только что завершившейся в Барселоне международной ярмарке World Routes, где аэропорты договариваются с авиакомпаниями об открытии новых рейсов.
Последние новости