Следующая новость
Предыдущая новость

Бюджетные махинации Гройсмана: Как Кабмин запутался в трех … сценариях

Бюджетные махинации Гройсмана: Как Кабмин запутался в трех … сценариях

Везде бюджетный процесс финансовый, у нас — детективный. При правительстве Азарова — Яценюка, по поводу кавалерийских атак на государственную казну, умолчим. Вспомним, как при принятии бюджета-2016 сорвали е-декларирования. В прошлом мину заложили заранее, еще в бюджетную резолюцию, пристегнув к ней постановление о депутатских зарплатах.

Тогда спасла общественная бдительность. А так, как с тех пор исполнители не изменились, то и бдительность — на страже. Тем более, что в нынешнюю июньскую жару бюджетный процесс стартовал туманно.

«Маленькая ложь рождает большое недоверие»

Согласно абз.3. п. 44 Заключительных положений Бюджетного кодекса Кабинет Министров Украины подает не позднее 15 июня 2017 проект Основных направлений бюджетной политики на 2018-2020 годы в Верховную Раду Украины».

Кодекс принят при Януковиче, но п. 44 свежий от 23.03.2017, выписан специально под текущий бюджетный процесс.

Между тем, до 16 июня проект Основных направлений бюджетной политики на 2018-2020 годы (Бюджетная резолюция) в парламент не поступил. И не мог прийти, потому что лишь в конце дня Минфин подал его на подпись Премьеру. И только 19 июня проект добрел в парламент.

Нарушение установленного законом срока до мелочей не отнести. Но не отнести и к трагедиям, пугает — другое: на официальном парламентском сайте проект Бюджетной резолюции красуется как зарегистрировано 15 июня задним числом.

Как говорил киношный Мюллер с «Семнадцать мгновений весны»: «Маленькая ложь рождает большое недоверие«. Правда, в нашем случае, не порождает, а усугубляет.

Шаг на Запад

Текущий бюджетный процесс делится на троих. Не в том смысле, что разливается в бокалы по трем властными столами, а в том — что Бюджетную резолюцию составили сразу на три года.

В общем, идея среднесрочного бюджетирования плодотворна. В странах Евросоюза наблюдается период 3-5 лет, в США предполагается «установление плановых уровней и объемов финансирования на текущий бюджетный год и четыре последующих года».

Невольно вспоминаются советские пятилетки. Но тогда планировались не только денежные потоки, но и все производство и распределение от термоядерных ракет до канцелярских кнопок. Внедрение среднесрочного бюджетного планирования — это не совковый рецидив.

И ежегодный бюджет никуда не девается, а планируется в рамках трехлетней перспективы: «Принятие акта обеспечит качественную и своевременную разработку проекта Закона Украины» О Государственном бюджете Украины на 2018 год «.

Как Кабмин запутался в трех … сценариях

Ни факт, ни своевременность перехода к среднесрочному бюджетированию возражений не вызывают. Удивление вызывает текст «Основных направлений бюджетной политики».

Несмотря на сухое юридическое название, опус напоминает художественное произведение с элементами детектива. Деликатно и выразительно подчеркивается в заключении Главного научно-экспертного управления Верховной Рады: «проект … есть несколько перегруженным описательными, декларативными и организационными положениями … которые, по нашему мнению, являются лишними», «в определении задач используются общие оценочные характеристики субъектов объективного характера, которые не наполнены юридическим содержанием, присущему нормативно-правовому акту «.

Это — первые из подобных оценок, которых в заключении парламентских экспертов более десятка. Это — относительно излишне художественности и недостатка права и финансов.

Теперь о детективном уклоне

Кабмин зачем-то информирует парламент, что кроме основного сценария, он рассмотрел еще два. Могли рассматривать двадцать два, но парламенту нужен только один!

Запутывает и описание сценариев: «Сценарии 1 и 2 предусматривают активное внедрение экономических и социальных реформ».

«Сценарий 3 учитывает неустойчивость тенденций мировой экономики и предполагает несколько хуже внешние условия развития, чем в сценариях 1 и 2».

И вопреки этому «Прогнозный показатель номинального валового внутреннего продукта в каждом из 2018-2020 годов по сценарию 1 (базовый) является более консервативным, чем по двум другим сценариям».

Вот так! Сценарий 1 для условий лучший чем сценарий 3, но показатели предусматривает хуже: «Чем хуже, тем лучше»?

Парламентские эксперты вновь удивлены: «Учитывая фактическую динамику экономического развития в 2016 году, наличие негативных тенденций дальнейшего спада украинской экономики в период политико-экономического кризиса и внешней агрессии, а также необходимость выполнения значительных по объему внешних долговых обязательств, считаем, что при таких условиях с целью минимизации рисков расчетной базы для обоснования основных показателей экономического и социального развития Украины на 2018-2020 годы может быть сценарий 3, учитывающий неустойчивость тенденций мировой экономики и предполагает несколько хуже внешние условия развития, чем в сценариях 1 и 2 «.

Для чего вся эта запутанная муть даже не в пояснительной записке, а в тексте Бюджетной резолюции? И без того непростой и не короткой — 7111 слов.

Не иначе, чтобы сбить с толку, замутить, отбить охоту читать, вникать в денежный бюджетный процесс. Мутят бюджетный процесс от начала: как конспиративным внесением проекта, так и его загадочной концепцией.

Самозащита правительства и самозащита общества

Хотя проект Бюджетной резолюции не является финансового-концептуальным документом, зато он является проектом агитационно-политическим.

О перегруженности проекта лозунгами, призывами, обещаниями, а-ля избирательная программа, уже говорилось. Как и о недостатке экономическо-финансовой конкретики. Это — первый политический фактор.

Для расчета базовых бюджетных показателей выбрали более оптимистичный, а не консервативный сценарий — экономическая надежность принесена в жертву политическому оптимизму. Это — второй политический фактор.

Очередные президентские выборы должны состояться 31 марта 2019-го, парламентские — осенью того же года, то есть до завершения действия Бюджетной резолюции. Отчитываться за нее не придется. Максимум обещаний — минимум ответственности, это — третий политический фактор.

А чего ожидать? В конце концов, члены Кабмина — должности политические, и проект их такой же.

В общем, бюджетная резолюция содержит и положительные: среднесрочное бюджетирование, сближение с практикой Евросоюза и негативы: хронические подтасовки, экономическое прожектерство, избирательная конъюнктурность.

Какая из тенденций победит? Проект Госбюджета-2018 покажет, пишет Борис БЕСПАЛИЙ, для UAINFO.

Напомним также, что люди на высоких постах далеко не всегда обладают всей полнотой власти, а иногда и вовсе являются всего лишь марионетками для искусных манипуляторов. Такое утверждение особенно актуально касательно не имевшего опыта в политике экс-чемпиона мира по боксу Виталия Кличко.

Источник

Последние новости