Следующая новость
Предыдущая новость

Бюджетная пила: как депутаты перед отпуском раздерибанили бюджет

Бюджетная пила: как депутаты перед отпуском раздерибанили бюджет

Верховная Рада, в четверг, 13 июля приняла изменения в государственный бюджет. В общей сложности парламент распределил около 40 млрд гривен.

Львиная доля расходов — это новая порция жилищных субсидий, дополнительные траты на безопасность и оборону, а также дороги и субвенции местным бюджетам. В Министерстве финансов недовольны тем, как народные депутаты перекроили казну, и считают, что парламент завысил план по налоговым поступлениям. Подробности — в материале РБК-Украина.

Забыли про Минфин

Вчера Верховная Рада приняла в целом проект закона №6600, которым значительно увеличила расходы госбюджета — на 39,7 млрд гривен и доходы — более чем на 40 млрд гривен. Правительство зарегистрировало этот документ в парламенте 21 июня, а уже 22 июня он был рассмотрен в зале и принят в первом чтении.

Премьер-министр Владимир Гройсман тогда торопил народных депутатов с решением и просил принять законопроект сразу в целом. Для Кабинета министров критически важно было как можно скорее увеличить субвенцию местным бюджетам для выплаты жилищных субсидий на 14,1 млрд гривен.

От этого зависят расчеты с теплоэнергетическими предприятиями и НАК «Нафтогаз Украины», без которых начать подготовку к предстоящему отопительному сезону будет сложно. Из заложенных в госбюджет более 47 млрд гривен на выплаты субсидий к июню уже потратили почти 80% этой суммы.

Утвердив проект в первом чтении, парламентарии упрекнули правительство в том, что оно слишком топорно работает и не дает законодателям достаточно времени на изучение и анализ документа. Между чтениями проект переписали. Ведь первый вариант правок предусматривал увеличение доходов и расходов примерно в одинаковых пропорциях на 24 млрд гривен. Источники РБК-Украина в Кабмине говорят, что, увеличив доходную часть более чем на 40 млрд гривен, депутаты перекроили бюджет таким образом, что теперь он не соответствует ни макропрогнозу на текущий год, ни реальным ожиданиям, ни результатам по выполнению госбюджета за шесть месяцев.

Из этой суммы увеличить общий фонд планируется более чем на 28 млрд гривен, остальное — около 11 млрд гривен — направить в спецфонд. «Минфин был сторонним наблюдателем в этом процессе», — заявил изданию высокопоставленный чиновник Министерства финансов. Но добавил, что из-за субсидий и других социальных расходов, не принять изменения в бюджет было невозможно. В Комитете Рады по вопросам бюджета скептицизм Минфина не разделяют.

Депутаты считают правительственный законопроект вполне сбалансированным. «В случае не поддержки учтенных комитетом предложений или поддержки отклоненных поправок, бюджетные показатели в законопроекте будут разбалансированные, что помешает принятию законопроекта в целом», — заявил вчера перед голосованием глава подкомитета по вопросам расходов госбюджета Александр Горбунов («Народный фронт»).

Бюджетные расхождения

Бюджетная пила: как депутаты перед отпуском раздерибанили бюджет

В чем же не сошлись бюджетный комитет Рады и Минфин? Во-первых, народные депутаты увеличили доходы специального фонда на 10,9 млрд гривен за счет средств, конфискованных со счетов окружения экс-президента Януковича. Тогда как Минфин планировал направить часть этих денег на покрытие дефицита бюджета, а не «проедать» их через доходы казны. Тем более, что один из источников финансирования бюджета — приватизация, и в этом году эффективность ее проведения — под большим вопросом.

У парламентариев свой взгляд на ситуацию. За счет конфискованных средств Януковича они увеличили расходы Министерства обороны на 4 млрд гривен. Из спецфонда выделили еще 4 млрд гривен на новую бюджетную программу — субвенция местным бюджетам на развитие системы здравоохранения в сельской местности. Ею будет распоряжаться Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ.

Кроме того, миллиард гривен депутаты выделили из спецфонда на развитие и содержание дорог общего пользования. И около 300 млн гривен перенаправили на программу инженерно-технического обустройства государственной границы. Речь идет о проекте «Стена», которой экс-премьер-министр Арсений Яценюк планировал отгородиться от России.

Во-вторых, при доработке проекта комитетом увеличен план по налогу на прибыль предприятий с 57,9 млрд гривен — на 9,2 млрд гривен, на 3,4 млрд гривен с 33,2 млрд гривен повышена рентная плата за пользование недрами при добыче газа, на 11,6 млрд гривен с 80,3 млрд гривен — внутренний НДС (на произведенные в Украине товары).

Эти цифры в Минфине называют спорными. Сразу два высокопоставленных источника в правительстве заверили РБК-Украина, что Министерство финансов не подтвердило эти цифры. «Внутренний НДС завысили. Возмещение точно будет больше, потому что оно сейчас автоматическое», — заявил один из собеседников издания, пожелавший остаться неназванным. По рентной плате пока наиболее вероятный риск — неполучение запланированного дохода. Минфин предлагал снизить план по ренте на газ на 3,4 млрд гривен, поскольку государственное предприятие «Укргазвыдобування» расторгло договора о совместной деятельности с рядом частных газодобывающих компаний.

Впрочем, бюджетный комитет, наоборот, на эту сумму прописал увеличение плана по ренте. При этом срыв плана поступлений от рентной платы уже произошел. По данным Государственной казначейской службы, за пять месяцев из запланированных на этот период поступлений от уплаты ренты в 22,3 млрд гривен в общий фонд госбюджета поступило всего 17,3 млрд грн. «Цифра, на которую вышел комитет, — плюс 28 миллиардов гривен доходов госбюджета (без учета конфискованных средств в размере 10,9 млрд грн, — ред.), может и будет выполнена. Но это неправильно. Планирование доходов — это вопрос Министерства финансов.

Сложно припомнить, чтобы парламент когда-то так перекраивал доходы. Расходы — да. Но не доходы», — возмутился собеседник РБК-Украина в Кабмине.

В-третьих, парламент с подачи бюджетного комитета снизил на 24,5 млрд грн план по импортному НДС. Изначально было запланировано в бюджете поступления в размере почти 213 млрд гривен. Снижение плана произошло вопреки его перевыполнению по итогам 5 месяцев.

По данным Госказначейства, при плане 81,1 млрд грн собрали 95,3 млрд гривен. «Это сделано для того, чтобы на дороги отдать 50% перевыполнения импортного НДС. Но это не бюджетная политика. Таможенный эксперимент на дороги планировался как поощрение для регионов, чтобы они показывали лучший результат, чем запланированный, и, соответственно, тогда получали средства на дороги. Снижать показатели, чтобы сознательно больше отдавать на дороги — это очень сомнительный эксперимент», – пояснил изданию в правительстве чиновник, знакомый с ситуацией.

Напомним, в госбюджете на текущий год предусмотрено, что областные бюджеты каждый месяц получают до 50% от перевыполнения плана от таможенных сборов в своем регионе. При этом обязательным условием для перечисления средств является выполнение общего плана по всей стране.

Таким образом, ни один регион, даже выполнивший план, не получит денег, если в целом украинская таможня сработала «в минус» и не выполнила индикатив.

НДС-облигации вместо долгов

Бюджетная пила: как депутаты перед отпуском раздерибанили бюджет

Перед голосованием за проект изменений правку о НДС-облигациях, которыми депутаты предлагали возмещать бизнесу долги по налогу на добавленную стоимость, поставили на подтверждение, но депутаты голосование за нее провалили. Предложение возмещать долги по НДС облигациями исходило от главы фракции «Блок Петра Порошенко» Артура Герасимова и первого замглавы фракции «Народный фронт» Андрея Тетерука.

Но, по информации РБК-Украина, идея с НДС-облигациями принадлежит главе комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нине Южаниной и замглавы фракции БПП Игорю Кононенко. После того, как эту правку не поддержали, ни Южанина, ни Кононенко за изменения в бюджет не проголосовали. Вместе с ними свой голос не дали другие «тяжеловесы» пропрезидентской фракции – Артур Герасимов, Александр Грановский, Андрей Павелко (глава бюджетного комитета) и Сергей Березенко.

«Правительство изначально не поддерживало эту идею. «Это — коррупция», — уверен собеседник издания в Минфине. Примерно в таком же тоне высказался премьер-министр Гройсман: «Сейчас работает электронный реестр НДС. Сейчас внедрять на старые задолженности какие-то неизвестные облигации — это очень сомнительная операция. Поэтому я и говорил, что я не хочу за это голосовать».

По одной из версий, предлагалась такая схема. Казначейство возмещает предприятием долг по НДС ценными бумагами со сроком погашения пять лет. После чего облигации скупает с большим дисконтом приближенная к президенту Петру Порошенко инвестиционная компания ICU. Перечень предприятий должен был бы утверждать Кабмин при согласовании с налоговым комитетом Нины Южаниной. Под запись депутаты этот вопрос не комментируют.

С прицелом на осень

Если доходы не будут расти теми темпами, которые заложили в госбюджете депутаты, под вопросом окажется запланированный правительством на осень еще один пересмотр госбюджета. Но от того, состоится ли он, как минимум зависит финансирование программы жилищных субсидий.

Бюджетная пила: как депутаты перед отпуском раздерибанили бюджет

«Долг по субсидиям по разным оценкам составляет от 31 до 35 миллиардов гривен. 14,1 миллиардов гривен мы закрыли сейчас. Еще на десять миллиардов готовятся протоколы сверок. Остается около восьми миллиардов гривен», – пояснил исполнительный директор Ассоциации городов Украины Александр Слобожан.

В Минфине не готовы говорить о планах на осень. «В случае «дыры» у нас не будет оснований вносить изменения в бюджет», — сказал собеседник в министерстве. При этом он предположил, что при недостаточном поступлении доходов, скорее всего, будут недофинансированы какие-то статьи расходов: «Сейчас тяжело говорить о последствиях, так как еще нужно разобраться, что парламент принял. Пока даже нет понимания, что в итоге получили».

Ранее портал Стена сообщал, что международный валютный фонд (МВФ) отложил очередной транш для Украины на конец 2017 года.

Источник

Последние новости