Следующая новость
Предыдущая новость

Атомный робот-маяк: что это за чудо и как оно работает

14.10.2017 12:58
Атомный робот-маяк: что это за чудо и как оно работает

Друзья, думаю многие со мной согласятся, что маяк- само по себе место очень не обычное. Многие бы хотели побывать на одном из этих необычных сооружений. И сегодня о одном из таковых и пойдёт речь.

А история данного маяка очень необычна и именно по этому мы о данном сооружении и поговорим. А иначе зачем вообще посвящать сему целую публикацию?

Как раз одной из ключевых особенностей маяка был именно атомный источник энергии. Благодаря которому по сути это был маяк-робот, который мог длительное время работать автономно, а соответственно затраты на обслуживание маяка были минимальны. Однако, в связи с кризисами в экономике страны, маяк был снят с дежурства. закрыт, а позже- разграблен.

Часть 1. Предыстория, с чего всё начиналось.

В 1896 году транспорт «Якут» и пароход «Хабаровск» обнаружили юго-западнее и юго-восточнее мыса каменные банки с опасно малыми глубинами. Однако их точное расположение было неизвестно, так как астрономическое определение нахождения мыса отсутствовало.

Координаты мыса Анива, определенные И.Ф.Крузенштерном в 1805 году, давали ошибку в долготе до 10 миль”.

Вместе с тем район мыса был весьма оживленным морским перекрестком. В конце ХIX века в течение навигации мимо него проплывало не менее 25 кораблей, идущих а Петропавловск-Камчатский или на остров Тюлений. После гибели германского парохода «Космополит», разбившегося недалеко от мыса Аниса летом 1898 года, в печати стали появляться предложения о строительстве на мысах Терпения и Анива маяков, подобных Крильонскому.

Только исключительно тяжелый характер береговой линии в этом районе долго не позволял осветить его. Сложность строительства заключалась в том, что все необходимые материалы было необходимо доставлять сюда кораблем в условиях всегда неспокойного здесь моря.

С этой задачей блестяще справился экипаж «Рошу-мару», единственного корабля, занимавшегося обслуживанием маяков империи и обеспечением строительства маяков.

Это был бывший пароход общества Китайско-Восточной железной дороги «Аргунь», захваченный японцами в корейских водах 25 января 1904 года и тогда же переданный маячному департаменту Японии.

Прослужив почти сорок лет, пароход 30 октября 1942 года был потоплен артиллерийским огнем американской подводной лодки «Драм» южнее острова Хонсю. По сути дальнейшую историю маяка можно разделить на две части. Первая- это постройка и функционирование до девяностых.

Вторая часть – это на первый взгляд вторая жизнь, установка ядерного источника питания, который должен был подарить маяку вторую жизнь, но увы. Давайте обо всём по порядку…

Часть 2. История до 90-х.

Автором проекта маяка Нака-Сиретоко мисаки был инженер Миура Синобу, выпускник технического колледжа в Канагава. Любопытно отметить, что там же учился и Ёшио Кайзука, архитектор губернаторства Карафуто, создавший проекты зданий Центральной технической лаборатории (ныне ИМГиГ) и музея губернаторства (ныне Сахалинский краеведческий музей).

Первыми работами Миура Синобу были маяк Осака, построенный в 1932 году, и скальный маяк Кайгара (Сигнальный), построенный в 1936 году в проливе, разделяющем острова Малой Курильской гряды с островом Хоккайдо.

Его новый маяк был самым сложным техническим сооружением на всем Сахалине и одним из интереснейших достижений мировой практики маячного строительства того времени.

О сложности строительства много говорить не стоит. Судите сами, легко ли просто элементарно доставить все строительные материалы по воде более, чем на сорок километров по совсем не спокойному морю? Этот район изобилует течениями, частыми туманами, подводными каменистыми банками, которые постоянно мешали строительству.

Но не смотря на всё это- хоть и с трудом, но в 1939 году маяк был достроен. Изначально он функционировал на дизельном генераторе и резервных аккумуляторах. Штат служащих на маяке состоял из четырех человек.

После окончания навигации обслуживающий персонал с маяка снимался. Зимовали японские маячники в специально построенном для них поселке Сатоо (ныне застава Южная), также созданном по проекту Миура Синобу.

Часть 3. История маяка после 90-х.

Конечно, стоило об этом сказать ещё в начале публикации, но увы, в тему только сейчас. На самом деле мы на примере одного единственного маяка говорим о целой цепочке маяков на побережье Северного Ледовитого океана.

На самом деле, для навигации судов в темное время суток, которое длится в этих широтах по 150 дней, Коммунистическая партия Советского Союза как рез и решила их построить. Они должны были быть полностью автономным, поскольку находились в сотнях и сотнях километров вдали от любых населенных пунктов.

После рассмотрения различных идей о том, как заставить их работать годы без какого-либо внешнего источника питания, советские инженеры решили осуществить идею питания от атомной энергии. Специальные легкие небольшие атомные реакторы были выпущены в ограниченной серии и были доставлены за Полярный Круг для установки на маяки.

Эти небольшие реакторы могли работать в автономном режиме в течение многих лет и не требовали какого-либо вмешательства человека.

Маяк рассчитывал время года и продолжительность дневного света, поворачивал фонарь, когда это было необходимо и направлял радио сигналы судам. Т.е. по сути получили идеальных роботов, которые могли работать совершенно автономно.

Что сводило к минимуму затраты на обслуживание. Однако.. Теперь все это закончилось. После распада СССР про них забыли, а мародеры завершили эту историю: в результате охоты на металлы всё оборудование было растащено.

Интересным фактом является то, что ещё в 1996 году там можно было найти три отработанные изотопные батареи, которые просто лежали ненужными.

И только после того, как об этом было написано в СМИ- они были убраны. Однако кем- неизвестно.

Источник

Последние новости