Следующая новость
Предыдущая новость

АТО по-новому. Что поменяется после принятия законопроектов Порошенко о реинтеграции Донбасса

06.10.2017 23:35
АТО по-новому. Что поменяется после принятия законопроектов Порошенко о реинтеграции Донбасса

Верховная Рада Украины 5 октября приступила к рассмотрению двух президентских законопроектов о реинтеграции оккупированного Донбасса.

Депутаты успели выслушать выступление секретаря СНБО Александра Турчинова, представлявшего документ, и нескольких депутатов.

После этого “Самопоміч” и представители ВО “Свобода” заблокировали трибуну парламента. Утром 6 октября Рада все же одобрила эти документы, несмотря на протесты. “ГОРДОН” рассказывает, что поменяется после принятия внесенных Петром Порошенко законопроектов.

Разработка

Впервые о подготовке проекта закона по вопросу Донбасса стало известно в средине июня этого года. Тогда секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Александр Турчинов в интервью агентству “Интерфакс-Украина” заявил, что военные действия на востоке страны “переросли как по продолжительности, так и по масштабам формат АТО”.

Он добавил, что готовится проект закона “О восстановлении государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей”, который должен решить эти и другие проблемы.

Днем позже президент Украины Петр Порошенко подтвердил, что по его поручению разрабатывает законопроект (он назвал его проектом закона “О реинтеграции оккупированных территорий Донбасса Украины”).

Порошенко говорил, что документ разрабатывают эксперты, а затем к обсуждению присоединятся депутаты.

Однако депутатов к обсуждению привлекли лишь спустя четыре месяца: за день до голосования, которое должно было состояться 5 октября, президент внес два законопроекта в Раду, определив их как неотложные. Нардеп от Блока Порошенко Мустафа Найем отмечал, что парламентарии смогли ознакомиться с проектами лишь 3 октября: вице-спикер Оксана Сыроид поделилась с коллегами текстом на английском языке (видимо, это был текст, презентованный западным партнерам Украины).

Именно это, уверен Найем, стало причиной столкновений в парламенте 5-го и 6 октября.

Всего проектов два: №7163 (проект закона об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях) и №7164 (проект закона о создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей).

Россия – агрессор

В законопроекте №7163 отмечается, что Россия определяется как страна-агрессор, которая “организовала и поддерживала террористическую деятельность в Украине, осуществляет вооруженную агрессию против Украины и временную оккупацию ее территорий, используя регулярные соединения и подразделения вооруженных сил и других воинских формирований РФ, подчиненных и направленных ими российских советников и инструкторов”, а также “вооруженные банды и группы, иррегулярные силы и наемников, установив оккупационную власть Российской Федерации”.

Лидер Радикальной партии Олег Ляшко говорил, что законодательное определение России как агрессора сделает невозможным ее участие в миротворческой миссии ООН на Донбассе. Но вице-спикер Рады Оксана Сыроид заявляла, что без указания даты начала оккупации этот документ станет “симулякром”.

Документ вводит понятие “оккупационной администрации Российской Федерации” (раньше “государственные” органы боевиков называли “самопровозглашенными”).

Проектом закона также дается определение оккупированным территориям: это сухопутные территории, подконтрольные РФ и боевикам, а также территориальные, внутренние воды и воздушное пространство, над которым Украина утратила контроль.

Границы оккупированных районов определяются Генеральным штабом Вооруженных сил Украины. Кроме того, подчеркивается, что государство Украина не несет ответственности за противоправные действия России и ее оккупационного режима на этих территориях.

В то же время в документе ничего не говорится о Крыме: оккупированный полуостров упоминается только в переходных положениях. С требованием добавить упоминания Крыма наравне с оккупированными районами Донецкой и Луганской областей выступали представители почти всех фракций парламента.

Право на самооборону

В законопроекте также отдельно отмечается, что военные операции по восстановлению суверенитета Украины над Донбассом проводятся на основании 51-й статьи Устава ООН (в ней говорится о праве государств – членов Организации Объединенных Наций на самооборону в случае вооруженного нападения). О введении военного положения в документе речь не идет.

Новое командование операцией на Донбассе

Еще одно новшество – руководство всеми силовыми подразделениями на Донбассе, задействованными в нынешней антитеррористической операции, передается Объединенному оперативному штабу Вооруженных сил Украины.

Термин АТО в новом законопроекте не упоминается – он заменен “мероприятиями по обеспечению национальной безопасности и обороны, сдерживанию и отпору российской вооруженной агрессии”. Секретарь СНБО Александр Турчинов, представляя законопроект, подчеркивал: этим документом Рада утверждает решение президента задействовать для этих целей Вооруженные силы.

Начальник Объединенного оперативного штаба ВСУ также должен устанавливать порядок въезда и выезда на оккупированные территории.

При этом фракция партии “Самопоміч” требовала не давать начальнику штаба права определять, кто и какие товары может ввозить и вывозить с Донбасса. “Настоящей целью принятия этого закона является не признание оккупации, а приватизация армии для президента и восстановление торговли с оккупированными территориями”, – утверждала вице-спикер Оксана Сыроид (представители “Самопомочі” в прошлом году были одними из инициаторов товарной блокады Донбасса).

Нардеп от “Батьківщини” Игорь Луценко отмечал, что у президента как верховного главнокомандующего Вооруженными силами достаточно полномочий, чтобы руководить военной операцией на востоке страны без создания “неконституционного штаба”.

Упоминание Минских соглашений

Также в документе говорилось, что при восстановлении суверенитета над Донбассом Украина “обеспечивает приоритетность выполнения положений по вопросам безопасности Минского протокола от 5 сентября 2014 года, Минского меморандума от 19 сентября 2014 года и Комплекса мер от 12 февраля 2015 года с целью создания необходимых условий для политического урегулирования в соответствии с нормами и принципами международного права и законодательства Украины”.

Имплементация в украинское национальное законодательство Минских соглашений была одной из главных претензий к этому документу.
“Фактически этим документом мы легализуем Минские договоренности в рамках правового поля Украины. С формальной точки зрения Минские договоренности не могут считаться источником права, в том числе международного, поскольку они не подписывались субъектами международного права. Их подписывали в том числе террористы”, – подчеркивал Мустафа Найем накануне голосования.

Представитель ВО “Свобода” Андрей Ильенко во время обсуждения заявил, что Минские соглашения – антигосударственные и антиконституционные.

“Минские соглашения – это амнистия террористов. Минские соглашения – это фактически даже не федерализация – конфедерализация Украины. Минские соглашения – это народная милиция, которая будет называться “отряды оккупантов-террористов”. Минские соглашения – это разрушение Украинского государства”, – говорил он.

В то же время Олег Ляшко писал, что “Минские договоренности упоминаются только как нарушаемые Россией в сфере безопасности, и никоим образом это не означает их легализацию или ратификацию”.

Тем не менее по итогам рассмотрения законопроекта в парламенте 6 октября все упоминания о Минских соглашениях из 7-й статьи исключили. Единственная фракция, которая выступала за то, чтобы упоминание “Минска” осталось в документе, – фракция Оппозиционного блока.

Продление закона “об особом статусе Донбасса”

Второй президентский законопроект – №7164. В нем всего два пункта, и суть их сводится к продлению на год действия закона “Об особом порядке местного самоуправления в ОРДЛО” – так называемого закона об особом статусе Донбасса. Этот документ Петр Порошенко внес в парламент 4 октября, а уже 5 октября, после обсуждения в профильном комитете, направил в Раду его обновленный вариант: в нем отдельно прописано, что особый порядок местного самоуправления начинает действовать на Донбассе только после вывода всех незаконных вооруженных формирований, военной техники, боевиков и наемников с территории Украины.

Нардеп от БПП Иван Винник, который представлял документ, заявлял, что эта поправка оставляет от закона “об особом статусе” только одну статью – 10-ю. Пока перечисленные в ней условия не будут выполнены, говорил Винник, остальные девять статей не заработают.

Основные претензии к этому документу – те же, что и к законопроекту №7163 в части упоминания Минских соглашений. Фракции “Батьківщини”, “Самопомочі”, Радикальной партии, представители ВО “Свобода” выступали против предусмотренных Минскими договоренностями амнистии для участников боевых действий, выборов в ОРДЛО. Так, Сергей Соболев из “Батьківщини” утверждал, что документ “узаконивает российскую оккупационную власть” на Донбассе.

Принятие и отрицание

Оба документа были проголосованы 6 октября. Законопроект №7163 в первом чтении поддержали 233 народных депутата. В соответствии с регламентом Верховной Рады, теперь у депутатов есть 14 дней для предложения поправок. После рассмотрения в профильном комитете документ снова вынесут на рассмотрение в сессионный зал. Когда это произойдет, пока не известно.

Законопроект №7164 приняли в целом – после того, как его подпишут спикер Верховной Рады и президент, а затем опубликуют в официальном издании парламента, он вступит в силу.

Обсуждение и принятие этих законопроектов сопровождалось блокированием трибуны и потасовками. 6 октября свободовец Юрий Левченко, пытаясь сорвать голосование за законопроект о создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в ОРДЛО, зажег в сессионном зале дымовую шашку.

Он уверен, что принятие этого документа приведет к “федерализации Украины”. Позже он с коллегами внес “останавливающий проект постановления”. По словам Левченко, Рада не могла принимать законопроект в целом, поскольку несколько депутатов – и он в том числе – настаивали на необходимости второго чтения.

В соответствии с регламентом, председатель Верховной Рады Андрей Парубий не может подписать проект закона, пока не будет рассмотрен проект постановления представителя “Свободы”, говорил депутат. Тем не менее Парубий уже подписал законопроект №7164.

Источник

Последние новости